Образовательная программа «Молекулярная биология» рассчитана на учащихся 10 – 11 классов,1 год обучения
Цель данной программы – формирование систематизированных знаний и умений в области молекулярной биологии, особенностей строения и свойств молекул, способностей к самовоспроизведению, специфичности структуры полимеров, наследственно закрепляемой изменчивости, изучение генетических закономерностей и изменчивости.
Программа нацелена на обобщение, расширение и систематику знаний по общей биологии, полученных учащимися в школе, при изучении данного раздела биологии; формирование навыков решения задач по молекулярной биологии, цитологии, генетике; подготовку к ЕГЭ.
Задачи программы
I. Обучающие:
• Формирование системы знаний об особенностях строения и свойств молекул, обеспечивающих существование биологической формы материи;
• Формирование системы знаний о структурно-функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации;
• Формирование теоретической и практической основы для глубокого понимания свойств живой природы и ее закономерностей;
• Формирование базовых представлениях об основах генетики.
II. Воспитательные:
• Воспитание у учащихся навыков индивидуальной работы;
• Воспитание навыков коммуникативной культуры
III. Развивающие:
• Развитие навыков самостоятельной работы;
• Развитие логического мышления
В ходе проведения занятий используются методы: объяснительно-иллюстративные (лекция, беседа, рассказ), наглядные (демонстрации объектов, пособий), практические (распознавание и определение объектов, овладение техникой биологического рисунка; решение задач). Для проведения практических работ используются постоянные микропрепараты, модели, рельефные таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели-аппликации. В программе достаточное количество часов, отведено на практические работы, для приобретения навыков решения задач по цитологии (определение количества молекул ДНК и хромосом в различные фазы деления клетки), генетике, молекулярной биологии (биосинтез белка, определение массы, длины нуклеиновых кислот и их нуклеотидный состав).
Особое внимание уделяется умению учащимися видеть взаимосвязь строения биологического объекта с выполняемыми функциями.
Контроль знаний, умений и навыков может быть входной, текущий, промежуточный и итоговый. Контроль знаний осуществляется в форме собеседования, тестирования, выполнение практических задач после прохождения соответствующей темы. Задания составляются приближенные к государственному экзамену по биологии.
Руководитель - Котляр Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.