В педагогике, особенно в отношении дошкольников, существует множество разнообразных упражнений для развития мелкой моторики мускулатуры пальцев от самого рождения ребёнка, например, такие как «Сорока-белобока», «Ладушки». Тем не менее, эта тема не перестаёт быть актуальной.
Следствием слабого развития моторики, и в частности – руки, является общая неподготовленность большинства современных детей к письму или проблемами с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Ведь ещё работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в корне больших полушарий мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Еще в прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Этой важной проблеме на занятиях учебного объединения «Юные друзья природы» уделяется особое внимание.
На занятиях учебного объединения мы в полной мере раскрываем способность детей мастерить руками, начиная с простых схем изготовления, а потом переходя к более сложным. Особое внимание мы, как кружок с биологической направленностью, уделяем сходству поделок с их живыми прототипами, и на примерах оригами рассматриваем и обсуждаем особенности строения и приспособляемости к окружающей среде реальных животных. В ходе занятия безликий белый лист бумаги в чутких руках детей оживает. Несмотря на то, что особое внимание мы уделяем реальным животным в природе фантазию детей никто не ограничивает. Наши удивительные бумажные модели иногда приобретают причудливые яркие окраски, далекие от природных, но позволяющие ребенку ярче выразить себя, проявить фантазию и художественные способности.
Такие занятия с изготовлением оригами очень полезны для развития тонкой (мелкой) моторики, они оказывают воздействие на тактильную чувствительность и сложную координированность движений пальцев и кистей рук, что позволяет окрепнуть детской руке и без труда овладевать навыком письма, а также развивает творческие способности, фантазию и образное мышление.