Российские и зарубежные зоозащитные организации приняли решение о создании в России и странах бывшего СССР Дня гуманного образования и альтернатив к экспериментам на животных. Это событие будет ежегодно отмечаться 24 октября. Организаторами Дня гуманного образования выступили Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ, Центр защиты прав Животных «Вита» и Международная Ассоциация Против Болезненных Экспериментов на Животных.
24 октября 2005 года подписан договор о прекращении опытов на животных на кафедре фармакологии Санкт-петербургской Государственной академии ветеринарной медицины.
Вивисекция - это хирургические операции, которые проводятся над различными животными с целью изучения функций их внутренних органов и организма в целом.
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
- Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
- Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
- Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
- Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов. В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное пользование для ознакомления.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том, как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись по адресу:
InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское отделение ИнтерНИЧ)